Регистрация в коммунальной квартире

Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.

Коммунальное жилье – это особая разновидность жилищного фонда, которая имеет свои характерные особенности. Специфика правового режима коммунальных квартир главным образом базируется на принципе принадлежности части квартир отдельным собственникам, а места общего пользования относятся к совместному имуществу всех соседей.

В связи с этим, прописка в таком жилье имеет ряд нюансов, осложняющих данную процедуру. Регистрация граждан по месту жительства совершается только в конкретных изолированных комнатах в квартире, при этом прописанные лица имеют полное право пользования как своей комнатой, так и общими для всех соседей помещениями (туалетом, ванной комнатой, кухней, коридором, кладовой и др.)

Порядок прописки в коммунальных квартирах

Правила регистрации в коммунальной жилой площади по большей части находятся в зависимости от собственности квартиры, куда прописывается гражданин.

«Коммуналка» может принадлежать на праве собственности как частному лицу, так и муниципалитету. Частная собственность на жилье означает, что всеми комнатами владеет одно физическое или юридическое лицо. Муниципальная жилплощадь предоставляется гражданам на основании договоров социального найма.

Собственник комнаты имеет право зарегистрировать в принадлежащем ему жилом помещении любого человека, независимо от наличия родственных связей между ними.

В случае же, если квартира принадлежит муниципалитету, то наниматель должен первым делом заручиться письменным согласием на прописку других лиц от местной администрации, который является собственником коммунального жилья, а также всех проживающих в указанной квартире граждан, достигших совершеннолетия.

Но регистрация близких родственников нанимателя может быть осуществлена без получения такого разрешения.

Муниципальное жилье

Муниципальное жилье – квартиры и другие жилые помещения, принадлежащие на праве собственности органам местного самоуправления, в том числе коммунальные квартиры.

Наниматели муниципальных квартир имеют полномочия пользования и владения в отношения, но лишены права распоряжения квартирой по сравнению с владельцами приватизированных жилых помещений.

Порядок регистрации в муниципальном жилье регулируется нормами жилищного законодательства. Правила пользования общим имуществом совместных собственников помещений коммунального жилья основывается на положениях ГК РФ.

В соответствии со ст. 70 Жилищного кодекса РФ, наниматель комнаты должен получить письменное согласие всех прописанных граждан, в том числе отсутствующих временно, на то, чтобы зарегистрировать и вселить в данную комнату на основании договора социального найма:

  • без получения согласия местной администрации своих близких родственников (детей, супруга, родителей);
  • при разрешении муниципалитета других жильцов.

Муниципалитет, который является наймодателем коммунальной квартиры, имеет право не согласовать регистрацию граждан, если после их вселения площадь комнаты в квартире на 1 человека будет менее установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения.

В каждом регионе норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается индивидуально, например, в Москве она составляет 10 квадратных метров.

Дети, до достижения 14-летнего возраста, могут быть зарегистрированы в помещение к родителю (или опекуну) в коммуналке. При этом не требуется как согласия муниципального органа, так и остальных проживающих совместно с нанимателей жильцов.

Чтобы оформить прописку гражданина в коммунальной квартире, принадлежащей муниципалитету, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Заручиться разрешением наймодателя (местной администрации) в письменной форме, если в жилплощади ставится на учет жилец, который не является членом семьи главного нанимателя квартиры;
  2. Получить письменное согласие у всех зарегистрированных в коммунальной квартире жильцов (достигших совершеннолетия);
  3. Обратиться в МФЦ или отделение миграционной службы со своим паспортом и паспортом лица, которое прописывается в коммуналку;
  4. Предъявить копию договора социального найма или ордер на вселение в комнату, а также лицевой счет на жилое помещение;
  5. Написать заявление по установленной форме с просьбой регистрации жильца.

После проведения проверки поданных документов специалистами миграционной службы, осуществляется постановка жильца на регистрационный учет, после чего в паспорте жильца ставится штамп о регистрации в коммунальной квартире.

По факту прописки в комнате гражданина в договор социального найма с органом местного самоуправления вносится информация о новом жильце.

Частное жилье

Как упоминалось ранее, частные собственники коммунального жилья имеют полное право распоряжения в отношении принадлежащего им недвижимого имущества по своему усмотрению, в том числе регистрировать в своих комнатах любых сторонних лиц.

Правовой основой прописки гражданина в коммунальной квартире является право собственности за владельцем недвижимости в соответствующем порядке в службе Росреестра.

Все остальные особенности процедуры регистрации, перечень документов жильцов в коммунальных квартирах, находящихся в частной собственности, такие же, как при регистрации жильцов в муниципальной коммунальной жилплощади.

Часто ведутся споры по поводу того, нужно ли получать разрешение от соседей в коммуналке на регистрацию новых жильцов в комнату.

Для регистрации в коммунальной квартире, согласно закону, нужно получить лишь разрешение от членов семьи, которые проживают в комнате, но это требование должно выполняться не во всех случаях.

Поскольку комната является отдельным объектом недвижимости, который принадлежит только его собственнику, обладающему полномочиями владения, пользования и распоряжения в отношении него, то соседи в коммунальной квартире не имеют в отношении этой комнаты никаких прав.

Кроме того, ч. 5 ст. 42 ЖК РФ, устанавливающей особенности полномочий владельцев комнат, закреплены действия, которые не может совершать собственник части коммунальной квартиры. В данной статье не содержится каких-либо ограничений по поводу возможности регистрации собственником комнаты в своем жилом помещении других жильцов без разрешения соседей по «коммуналке».

Основания отказа в регистрации

Отказ в постановке на регистрационный учет в коммунальной квартире возможен в следующих случаях:

  • непредоставление необходимых для регистрации документов, в том числе согласие членов семьи;
  • предоставление недостоверных сведений в заявлении на прописку заявителем;
  • если квартира муниципальная, а регистрация дополнительных жильцов приведет к уменьшению норматива жилой площади, полагающейся на одного человека.

Если комната принадлежит собственнику на праве частной собственности, то отказ в прописке в ней родственников владельца жилья или сторонних лиц не допускается. Если заявитель получил отказ в регистрации гражданина от ФМС, то такое решение может быть оспорено в судебном порядке.

Размеры штрафов за отстутствие прописки по месту жительства смотрите в статье: штраф за отсутствие регистрации.

Видео: Коммунальная квартира: права собственников

Оставьте ответ